«И вновь - Москва»

С 1978 года по 1991 год К.Р. Гейст жил и работал в г. Москве. На протяжении всей своей жизни он сохранял творческую энергию и продолжал писать музыку. В силу своего таланта кроме музыкальных произведений он писал стихи о своем жизненном пути, в том числе и о пребывании в столице.

«Московский паспорт»

Я прописку получил,

Очень мне приятно.

В «москвичи» я угодил

Не совсем понятно.

В «малых» городах я жил.

Жил я там помногу,

А столицу позабыл.

Был я с ней не в ногу.

Вот теперь опять в Москве,

Я в первопрестольной.

Нахожусь в ней как во сне,

Явно хлебосольной.

И чего, чего в ней нет?

Есть кино, театры.

Завтрак, ужин и обед

И опять женат ты.

Я женился в третий раз

И в Москве впридачу.

Говорю жене не раз:

Пожелай удачу.

Хоть не езжу никуда,

Все сижу у дома.

Но сознанье, что всегда

Я в Москве. Я дома.1

Константин Романович Гест ежедневно по несколько часов занимался игрой на рояле, участвовал как пианист в концертах. Часто приезжал в Марийскую республику с преданным другом и супругой Клавдией Игнатьевной Ивановой для встреч с поклонниками его творчества. Последний свой визит в г. Йошкар-Олу К.Р. Гейст осуществил в 1981 году. В родном музыкальном училище имени И.С. Палантая состоялся его творческий вечер, где звучал Второй фортепианный концерт композитора, пронизанный марийским фольклором. Его исполнили пианистка Г.А. Зверева (преподаватель училища) и симфонический оркестр Йошкар-Олинского музыкального училища имени И.С. Палантая под руководством дирижера Г.Ф. Таныгина. Полный зал зрителей приветствовал старейшего педагога музыкального училища.

«Несмотря на то, что я не живу в Марийской АССР, я очень много пишу марийской музыки»,2 - сообщал К.Р. Гейст в своих письмах к Л.Н. Сахарову. В 1982 году Гейст написал духовой марш «Сеҥымаш корно» («Дорогой побед») к 400-летию Йошкар-Олы. Спустя шесть лет, в 1988 году, Константин Романович создал еще одно произведение - «Привет Йошкар-Оле», которое посвятил 100-летию со дня рождения С.Г. Чавайна.





Значимым событием последних лет жизни Константина Романовича был авторский вечер, проходивший в г. Москве в связи с 80-летием композитора. Юбилейный концерт состоялся 24 марта 1987 года в Малом зале Всесоюзного Дома композиторов.

В исполнении автора, а также К.И. Ивановой (сопрано), В.В. Шапкина (флейта) и В.А. Московского (фортепиано) звучала вокальная, фортепианная и флейтовая музыка К.Р. Гейста. Трогательным и впечатляющим было выступление автора, сыгравшего четыре прелюдии, недавно написанные «Сказки» для фортепиано, песни и романсы на стихи марийских и русских поэтов.



К.Р. Гейст поддерживал дружеские и творческие отношения с молодым поколением музыкантов нашей республики, одним из которых был В.В. Шапкин, музыкант-флейтист, имя которого известно не только в Республике Марий Эл и России, но и за рубежом - в Эстонии, Венгрии, Финляндии. В своих воспоминаниях Виталий Владимирович Шапкин о композиторе, пианисте и педагоге писал: «Константин Романович, легендарный пианист-концертмейстер, мог транспонировать солистам-вокалистам в любую тональность. Он сам мне демонстрировал на фортепиано… Таким образом, можно сказать, что фамилия Гейст также легендарна для истории нашей республики, как и фамилии Сахаров, Искандаров, Сидушкин. Мне посчастливилось видеть Константина Романовича в стенах музыкального училища в начале 1960-х годов, куда я пришел учиться. Думал ли я тогда, что через 20 лет у меня с ним возникнет дружба? Конечно, нет. И вот, летом 1984 года, когда я был на гастролях с музыкальным театром, он прислал на мой домашний адрес бандероль с нотами и письмом. Это было радостное событие в моей жизни. Произведение было для флейты и фортепиано, называлось «Романс», с посвящением мне буквенными инициалами».3

27 сентября 1985 года в г. Москве в концертном зале Всесоюзного Дома композиторов проходило первое сольное выступление марийского флейтиста Шапкина, который исполнил множество произведений В.М. Алексеева, Ю.С. Евдокимова, А.К. Яшмолкина, В.Н. Люстрова, А.Я. Эшпая, и безусловно прозвучали три произведения К.Р. Гейста: «Вариации на тему Искандарова», «Романс», сюита «Лето». Успех сольного концерта Виталия Шапкина превзошел все ожидания.



Через пять лет, в марте 1990 года, и тоже в г. Москве состоялся концерт, посвященный 50-летию Союза композиторов Марийской республики и 70-летию образования Марийской АССР. В программе концерта прозвучали музыкальные сочинения авторов разных поколений, написанных для флейты. Глубокое эмоциональное впечатление на слушателей произвела романтическая музыка для флейты и фортепиано «Элегия» и «Марийские старинные народные мелодии» композитора Константина Романовича Гейста в исполнении Виталия Владимировича Шапкина, который «привлекает легкостью исполнения, техничностью высокого класса, широкой выразительной кантиленой, богатым арсеналом штрихов и необычных способов звукоизвлечения»,4 - как писала газета «Марийская правда» 30 марта 1990 года.



Виталий Шапкин является одним из первых исполнителей произведений для флейты К.Р. Гейста. За время продолжительного знакомства музыкантов разных поколений у них сложились близкие и приятельские отношения. Константин Романович для Виталия Владимировича написал 22 произведения, которые были исполнены талантливым флейтистом не только в концертных залах, но звучали в эфире на радио и телевидении ("Элегия", "Марийский вальс", "В полях", "Марийские старинные народные мелодии", "Летом" и многие др.). Виталий Шапкин, приезжая на гастроли в г. Москву, в обязательном порядке навещал Константина Романовича Геста и его супругу Клавдию Игнатьевну Иванову.

Обратимся к воспоминаниям В.В. Шапкина. Из документальных записок В.В. Шапкина о дружбе с композитором узнаем, что в 1985 году Константин Романович и Клавдия Игнатьевна в г. Москве проживали в «12-ти этажном кирпичном доме «хрущевских» времен. В небольшой прихожей стоял шкаф для одежды. На шкафу стоял портрет К.Р. Гейста. Виднелись там же лапти марийские, как сувенир. Налево, ванная. Дальше маленькая кухонька. Дальше идет спальная комната К.Р. и К.И. с маленьким балкончиком. На стенах этой спальни висели картины покойного мужа Клавдии Игнатьевны. Он был известным художником. Так вот, Клавдия Игнатьевна раздаривала его картины по музеям Советского Союза. Она еще тогда, уже в возрасте, была очень активна во всем. Вела все дела Константина Романовича и своего покойного мужа. Константин Романович в основном находился дома, изредка выходил на улицу около подъезда посидеть и подышать. А так, в основном, Гейст тогда активно писал, сочинял, играл на фортепиано, репетировал с Клавдией Игнатьевной ежедневно».5

В возрасте за 80 лет Константин Романович имел светлый разум и был убежден, что «мелодия неразрывно связана с гармонией, и тогда у них полное будет согласие. Музыка должна будоражить воображение, волновать, заставлять переживать. Если этого нет, то музыка такая формальная, ничего не выражающая и никому она не нужна».6

Гейст постоянно поддерживал связь с Марийской АССР и интересовался событиями республики. В одном из писем от 1 мая 1988 года В.В. Шапкину Гейст писал: «Хотя мы живем на «затонной», но барахтаемся, мы пока «не затонули». Хотя мы в почтенном возрасте, но интересуемся общественными явлениями. Читаем газеты, в том числе марийские, из которых узнаем, что делается в республике, второй нашей Родине. Смотрим телевизионные программы, слушаем радио. Посильно занимаемся пением, музыкой».7

Людвиг Гейст, старший сын Константина Романовича, часто посещал отца в г. Москве и вспоминал: «В доме царила творческая атмосфера - играли, пели, прослушивали грамзаписи. Подписывались на большое количество газет и журналов, в том числе из Марий Эл. Вели переписку с марийскими композиторами, поэтами и исполнителями».8 Между отцом и сыном велась переписка, в которых Константин Романович всегда делился впечатлениями о своей творческой деятельности и не забывал проявлять интерес к личной жизни и творчеству Людвига. Так, в одном из писем К.Р. Гейст писал: «Дорогой Лялик! Рад за тебя, что ты получил мой авторский сборник. Ты его показывал пианистам, но не написал, понравился им сборник или нет??? Напиши... Живя в Москве, я имею возможность общаться с издательством, редакторами, с композиторами, что дает мне возможность общения с ними, результатом которого является издание моих нот… Это была моя единственная мысль остаться в Москве, а не «медовый месяц», как ты писал! В моем возрасте это ни к чему. Вижу плохо, катаракта не созрела пока. Через месяц пойду к доктору на исследование - что скажет доктор? Не пишу, не читаю, вслепую играю на рояле, чтобы не потерять резвость в пальцах. Напиши о вашем семейном положении. Представляю себе, как это трудно. Ты все рвешься уйти из ин[терна]та, а на что надеешься в дальнейшем? Есть ли такое место, чтоб тебя удовлетворяло?? Напиши. Твой папа. Привет семье и детям».9

Даже на склоне лет Константин Романович Гейст обладал редкой работоспособностью и продолжал творить, преодолевая все трудности и невзгоды. Он преданно и честно служил музыкальному искусству, не изменяя ему ни при каких обстоятельствах. Живя в г. Москве, Гейст размышлял о своем пройденном жизненном пути, и как бы подводил итоги в юмористических стихах:


«На постоянном месте»

Я - читинец, йошкаролинец

Новосибирец и москвич!

Никогда не был ленивец,

Не любил нигде ловчить.

Просто ездил на работу

Я по разным городам.

Проявлял везде заботу.

Хоть и трудно было там.

Сорок лет не был в столице,

Все в чужой жил стороне.

Я теперь – не «бог в трех лицах»,

А – в «единственном», как все.10


17 сентября 1991 года Константин Романович ушел из жизни, не дожив девять дней до своего 85-летнего юбилейного дня рождения. В памяти друзей, коллег-музыкантов и воспитанников Константин Романович Гейст навсегда останется истинным интеллигентом, Человеком и Музыкантом с большой буквы, личностью громадного творческого потенциала.

В 1998 году по заявлению Людвига Гейста, сына композитора Константина Романовича Гейста, в Государственный архив Республики Марий Эл поступили личные документы, из которых в 1999 году был сформирован архивный фонд Р-1117 «Гейст Константин Романович - марийский композитор, заслуженный деятель искусств МАССР (26.09.1906 - 17.09.1991)» в количестве 196 ед.хр. за 1927-1990 годы.

В архивном фонде хранятся нотные рукописи произведений, таких как: «Марийская фантазия», «Марийский вальс», «Озеро Кичиер» для симфонического оркестра на темы Н. Арбана, марийской сюиты «Летом» для флейты с фортепиано, детской оперы «Зеленый патруль» и другие.

Кроме того, на государственном хранении имеются свидетельство об окончании Московского Государственного музыкального техникума имени Н.А. Римского-Корсакова, трудовая книжка, Почетные грамоты, поздравительные телеграммы, афиши концертов, творческих вечеров композитора и фотографии.


______________________________

1 Письмо К.Р. Гейста Л.Н. Сахарову. 4 июня 1979 года. Из фонда музея истории музыкального училища Факультета академической музыки Марийского республиканского колледжа культуры и искусств имени И.С. Палантая.

2 Письмо К.Р. Гейста Л.Н. Сахарову. 23 июня 1973 года. Из фонда музея истории музыкального училища Факультета академической музыки Марийского республиканского колледжа культуры и искусств имени И.С. Палантая.

3 Артищева Р.В. Константин Романович Гейст. Очерк жизни и творчества. – Йошкар-Ола, 2001. – С. 44.

4 Марийская правда. – 1990. – 30 марта. Из фонда НСБ ГА РМЭ.

5 ГА РМЭ, Р-1203, оп. 1, д. 9, л. 31.

6 ГА РМЭ, Р-1203, оп. 1, д. 9, л. 78.

7 ГА РМЭ, Р-1203, оп. 1, д. 16, л. 74.

8 Артищева Р.В. Константин Романович Гейст. Очерк жизни и творчества. – Йошкар-Ола, 2001. – С. 32-33.

9 Письмо К.Р. Гейста Л.К. Гейсту. 5 декабря 1983 года. Из фонда музея истории музыкального училища Факультета академической музыки Марийского республиканского колледжа культуры и искусств имени И.С. Палантая.

10 Письмо К.Р. Гейста Л.Н. Сахарову. 4 июня 1979 года. Из фонда музея истории музыкального училища Факультета академической музыки Марийского республиканского колледжа культуры и искусств имени И.С. Палантая.

^Наверх